Что нужно, чтобы дети сами учили уроки?
Пост от основателя монтессори школы-садов “ЛетиРядом” Галины Тодоровой-Чебоненко
У меня четверо детей, и я никогда не учила с ними уроки. Старшая дочь поступила на бюджет в Московский вуз, две средних девочки учатся в классической частной школе, где жестят с программой и странная система оценок. Но они справляются, видят и такой подход, он им не нравится, но сейчас объективно из других вариантов в Саратове – уйти на онлайн обучение.
Этого они пока не выбирают, потому что общительны, и учеба для подростков не на первом месте, важнее – хорошие отношения в классе, дружба, первая любовь.
Так вот, я не учила и не учу с детьми уроки, не убираюсь в их комнатах, не решаю за них, как одеться, не напоминаю о занятиях, контрольных, уроках, которые нужно выполнять.
Они сами делают все в своем темпе и в свое время. Одна последовательно и медленно, другая – стремительно и быстро, третья организованная в одних вопросах, в других пока “проседает” в силу индивидуальных особенностей.
И это не про то, как они стали “ботанками”. Иногда они могут сделать все заранее, другой раз – на ночь глядя. Это их опыт, они сами видят последствия и свое состояние.
В том, что ребенок может сам организовывать себя, свое пространство, обучение лежит, возможно, потенциал системности, который поддерживается родителями и педагогами.
Но в любом случае там точно нет гиперопеки, перекладывания ответственности на родителей, педагогов, других детей.
В нашем случае, в дошкольный период дети буквально с 1- 2х лет сами делали все, что только становилось им доступным – брали ложку и ели, натягивали штаны и кофты, накрывали на стол, складывали свое чистое белье на полку, возвращали игрушки в корзины…
В саду они ежедневно решали, чем им заняться, тратили на это нужное им время, нарабатывая свой темп и чувство времени. В начальной монтессори-школе дети научились планировать свой учебный день, доделывать то, что начали, возвращаться к непонятному.
То есть главное в воспитании – это позволение нарабатывать опыт, самому пробовать, видеть последствия, не делать за детей, не управлять, а помогать, когда есть запрос. Тонкая грань.
Я делюсь своими наблюдениями и опытом мамы, потому что слышу “коллективный крик” о том, почему дети не учат уроки сами, не знают, кем хотят стать, не могут себя обслужить.
Если вам интересно и полезно то, чем я поделилась, напишите в группу в вк. Будет очень интересно почитать о вашем опыте.