НАБЛЮДЕНИЕ В СРЕДЕ
Неклассический формат встреч родителей с Садом. В обычном саду или школе подобный формат напомнил бы открытый урок, но в методе Монтессори есть свои отличия.
Формат Наблюдение практикуется в монтессори – методе как в школе, так и в саду.
Наблюдение родителем (родителями) рекомендуется проводить 1-2 раза в год для понимания динамики ребенка. Оно проходит в течение монтессори-сессии на протяжении 1,5 часов с последующей рефлексией родителя и педагогов. Для проведение этого формата не готовятся специальные показательные уроки, наоборот, атмосфера должна быть обычной и привычной для детей. Одновременно допускаются только родители из одной семьи.
ПРАВИЛА и рекомендации, которые важно соблюдать родителям при наблюдении:
✅Запаситесь листом и ручкой и записывайте все, что вызывает интерес, негодование, восторг, вопрос и иное во время наблюдения. Например, вам непонятно, почему допускается, что ребенок, не обязательно ваш, “слоняется” по классу. Или вас заинтересовал материал по математике, хотели бы понять, как он работает.
✅Перемещайтесь в разные уголки монтессори-среды, не сидите на одном месте, чтобы видеть разные области занятий.
✅Не вмешивайтесь в деятельность детей, какой бы помощи они не просили. “Обратись к педагогу” – можно ответить в случае обращения ребенка к вам.
✅Не просите ребенка показать что-то, продемонстрировать знания, материал. Важно наблюдать, что он делает САМ. Если ребенок предлагает показать вам презентацию, лучше не вмешиваться в нее, а посмотреть, как он ее проделывает сам или с участием педагога.
✅Наблюдайте не только своего ребенка, но и других детей – обратите внимание на то, как они делают выбор материала, работают и убирают за собой.
✅Наблюдайте, если ваш ребенок не делает выбор материала, чем он занят.
✅Обратите внимание на общение педагогов с детьми и конкретно с вашим ребенком.
ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ в том, чтобы родители, наблюдая своего ребенка в развивающем пространстве среди других детей, видя работу педагога, “забирали с собой”:
Понимание уникальных проявлений своего ребенка:
🌱его темпа,
🌱его любимого места,
🌱окружения людьми или уединения,
🌱уровня общительности,
🌱эмоциональности,
🌱подвижности,
🌱громкости,
🌱чувствительности,
🌱мотивированности,
🌱концентрации внимания.
Понимание уровня навыков ребенка, его самостоятельности и самодостаточности.
Умение не вмешиваться в занятие ребенка, а позволять ему думать, выбирать, решать, скучать.
Принимать и ценить особенности ребенка.
Понимание образовательного метода М. Монтессори и подходов педагогов.
После монтессори-сессии родители с педагогами проводят беседую. В рамках нее родители могут рассказать все, что наблюдали, что вызывало интерес, эмоции, удивление и прочее, задать вопросы и получить рекомендации.
Педагоги комментируют и разъясняют происходившее в классе и и делятся своими наблюдениями за ребенком, рассказывают о его особенностях и динамике развития.
В заключении встречи родители делятся отзывами и своими пожеланиями.